Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=8502



Деньги, которые работают на здоровье
Роман Панов: Россия занимает в мире 75-е место по затратам на здравоохранение, а качество оказания бесплатной медицинской помощи - на 135-м

Рубрика: Социум
Опубликовано: 04.12.2006 08:39

На вопросы миасских журналистов ответил в пятницу, 1 декабря, исполнительный директор Челябинского областного Фонда обязательного медицинского страхования Роман Панов.

ФОМС, напомнил он представителям СМИ, это финансово-кредитная организация, которая аккумулирует средства, и направляет затем на оплату медицинских услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями населению, а также - на оплату медикаментов для льготных категорий граждан. В функции ФОМСа входит и защита интересов пациентов в отношениях с медицинскими учреждениями. Он также финансирует ряд направлений национального проекта "Здоровье" - такие, как дополнительные выплаты участковым врачам и медицинским сестрам, диспансеризация работников бюджетной сферы, стимулирование поликлиник к обслуживанию неработающих пенсионеров - за каждого такого пациента поликлиника получает дополнительно 25 процентов к сумме оплаты оказанных медицинских услуг.

Р. Панов привел цифры расходов Фонда в 22006 году и плановые на будущий год и сообщил прессе, что в текущем году ФОМС провел сокращение персонала на 35 процентов, и это позволит больше денег направлять непосредственно на оплату медицинских услуг. Так, в Челябинской области было 40 филиалов областного ФОМСа, а теперь осталось 13. Эффективность использования средств станет главной задачей Фонда на 2007 год. Россия, как отметил Р. Панов, занимает в мире 75-е место по уровня финансирования здравоохранения на душу населения, а качество оказания бесплатной медицинской помощи - на 135-м. Каждый вложенный рубль должен принести отдачу - если он потрачен на льготное лекарственное обеспечение, то здоровье пациента должно улучшиться; если в заработную плату участковых врачей - должен вырасти уровень обслуживания населения.

Напомним читателям, что за счет средств ФОМСа оплачиваются расходы медицинских учреждений на заработную плату, медикаменты, питание больных и приобретение так называемого мягкого инвентаря (белье, постели и т. п.). Установленный размер тарифов на оплату медицинских услуг многие руководители системы здравоохранения считают слишком низким, он не позволяет обеспечить больным нормального уровня лечения и ухода. Прежде всего это отражается на питании больных - взять на это средства из фонда оплаты труда главный врач не может, это грозит ему весьма серьезными последствиями.

В последнее время много нареканий стало вызывать обеспечение льготными лекарствами, их перечень был сокращен, пациенты не всегда могут получить выписанный врачом препарат.

Этими обстоятельствами и были вызваны вопросы, которые были заданы Р. Панову на пресс-конференции.

- Можете ли вы привести факты некачественного медицинского обслуживания, оказанного жителям города?

- Контроль за качеством медицинского обслуживания постоянно ведут страховые компании, они периодически проводят плановую экспертизу, обязательно рассматривают жалобы населения. По городу Миассу эти показатели выглядят гораздо лучше среднеобластных. Резко отрицательных фактов, которые я мог бы вам привести, у меня нет. Если мы приезжаем на территорию, где действительно обслуживают плохо, жалобы идут сплошь и рядом, в Миассе на прямой линии не было ни одного такого звонка.

- Расскажите, пожалуйста, о принципах формирования тарифов на оказание медицинских услуг учреждениями здравоохранения. Позволяет ли их размер обеспечить все потребности медицинских учреждений по тем статьям, которые финансирует ФОМС?

- Чтобы обеспечить абсолютно все потребности медицинских учреждений, недостаточно ни нашего тарифа, ни всего бюджета государства. Финансирование должно осуществляться не по потребности, а по необходимости. Мы оплачиваем количество оказанной пациентам медицинской помощи. Работая по одинаковому тарифу, медицинские учреждения области показывают разные результаты. Где-то этого тарифа хватает на регулярную выплату заработной платы и премий, на обеспечение медикаментами и нормальным питанием пациентов в стационарах, где-то не хватает даже на заработную плату.

- Чем это можно объяснить?

- Организацией работы лечебных учреждений. Например, за больницей № 2 города Миасса закреплено 89 тысяч населения. По нашим данным, это количество пациентов обслуживает менее тысячи медицинских работников. А в центральной городской больнице Кыштыма та же тысяча человек обслуживает только 44 тысячи населения. Можно занять этой работой и полторы тысячи, но тогда денег не хватит вообще ни на что.

Тем не менее я подтверждаю, что тарифы на обязательное медицинское страхование недостаточно высоки. Мы планируем заниматься их увеличением, но это должно идти вслед за упорядочиванием оказания медицинской помощи. Надо четко понимать, что если мы сделаем сейчас - не в обиду будет сказано медикам - высокий и прибыльный тариф на пребывание пациента в реанимации, у нас забьют эти отделения пациентами и будут открывать новые реанимационные отделения. Должен быть принцип разумной достаточности.

- А разве необходимое количество врачей не определяется количеством обслуживаемого населения? В Миассе ведь не хватает специалистов.

- Врачей действительно у нас не хватает, но если мы возьмем весь медицинский персонал - его окажется в три раза больше на душу населения, чем в Европе. Давайте уберем несвойственные учреждениям функции, уберем незагруженный средний и младший персонал и повысим обеспеченность населения врачами - мы только "за".

- Откуда же берется столько среднего и младшего персонала при такой зарплате?!

- Здесь достаточно интересная схема взаимодействия: медицинскими учреждениями владеют муниципалитеты, а финансирует их процентов на 70 ФОМС. То есть, большая часть финансирования идет не от тех, кто владеет и может принимать решения, например, о реорганизации лечебных учреждений. Наше здравоохранение вышло из советской эпохи, когда оно было рассчитано на случай ядерной войны, чтобы можно было одномоментно вылечить все население. Понятно, что с тех пор мы потихонечку приводим его к общепринятым стандартам. Это не вина медиков или ФОМСа, это наша общая проблема.

- Как обстоят дела в Челябинской области с обеспечением медикаментов для льготников?

- Я могу как государственный чиновник давать оценку - хорошо или плохо - но могу назвать цифры: в прошлом году льготникам было отпущено медикаментов на сумму 780 миллионов рублей. В текущем году уже на 1,5 миллиарда рублей. Что касается доступности льготных лекарств: из двух с половиной миллионов выписанных рецептов не отварено около 0,5 процента. В среднем по нашим подсчетам из 100 выписанных рецептов около 95 отовариваются. Есть ряд дефицитных медикаментов, которые льготникам затруднительно быстро получить в аптеке. Это связано с тем, что в целом не хватает мощностей фармацевтической промышленности - и не только российской - для обеспечения их необходимого количества. К таким медикаментам, например, относится церебролизин.

В списке льготных медикаментов несколько тысяч торговых наименований. Медикаменты имеют международное наименование - это, по сути дела, их химическая формула, и торговое наименование. Очень часто со стороны льготников или медицинского персонала звучат замечания, что невозможно получить препарат той фирмы, к которой привык пациент. Но мы не можем ориентироваться на желание больного получить препарат определенной фирмы. Задача государства - обеспечить человека необходимым ему веществом.

Этой программе мы уделяем пристальное внимание. Растет количество отпускаемых льготникам медикаментов, меняется их перечень. С начала года в дирекции ФОМСа работал телефон, по которому можно было задавать вопросы по льготному обеспечению медикаментами. Мы могли оперативно реагировать на обращения, регулировать деятельность той или иной аптеки или медицинского учреждения. К маю необходимость в этом телефоне отпала, обращалось в месяц пять-десять человек. Сейчас количество обращений вновь растет, будем снова активнее работать с населением.

- Вы хотите сказать, что из перечня льготных медикаментов исключаются лекарства, имеющие аналоги с другим названием?

- Частично те, которые имеют аналоги, частично те, которые человек сам себе не может ввести, они должны вводиться в стационарных условиях. Врачам и раньше не разрешалось выписывать больным такие препараты, но в перечне они были.

- Когда в перечень войдут средства ухода за больными?

- В "Российской газете" уже опубликовано постановление Правительства на этот счет, течение месяца этот вопрос будет решен.

- Как вы оцениваете ход диспансеризации?

- Есть определенные нарекания к организации этого процесса, но это нарекания ко всей системе, начиная с уровня федеральной власти, которая достаточно поздно выпустила нормативные документы, некоторую заторможенность проявляют и главы муниципальных образований, которые по сути переложили это целиком на плечи медиков, хотя роль глав муниципального образования в организации диспансеризации велика. Тем не менее результаты третьего и четвертого кварталов показали, что медики мобилизованы на диспансеризацию.

Для Фонда медицинского страхования положительный итог этой работы заключается в следующем: во-первых, мы увидели состояние здоровья людей, прошедших диспансеризацию. Она подтвердила правильность выбранного министерством здравоохранения России курса на развитие первичной медицинской помощи. В среднем возрасте 60 процентов прошедших диспансеризацию получили заключение: нуждаются в дополнительном обследовании и лечении в амбулаторно-поликлинических условиях, то есть, было правильно просчитано, что нужно развивать именно это звено здравоохранения.

Диспансеризация теперь примет регулярный характер, в будущем году ее пройдут дети, оставшиеся без попечения родителей. Это нормальный процесс, собственно, восстановили то, что было хорошего в советской медицине.

Оксана Овсянникова



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика