Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=56259



"Заяц" ломал двери и грубо бранился
Помнит ли кто из читателей время, когда "лучшим контролем" считалась совесть пассажира?..

Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 09.10.2019 18:10

В 1966 году городская газета сообщила миасцам потрясающую новость: "В ближайшее время откроется автобусный маршрут без кондуктора. В салоне автобуса будет установлена касса. Пассажир сам опускает в неё монету, равную стоимости билета, и отрывает его с катушки. Шофёр по микрофону объявляет остановки. Такой маршрут сначала будет введён между конечной остановкой "Автозаводская" и посёлком Динамо. Первый рейс по этому маршруту совершит один из лучших шофёров пассажирского автохозяйства Анатолий Попов".

Неизвестно, как отнеслись к этому известию горожане - возмутились? обрадовались? пожали плечами?..

Как бы то ни было, в миасских автобусах начала действовать система оплаты проезда, основанная целиком на доверии. Возможно, кто-то даже ещё помнит надписи на стенах автобусных салонов: "Лучший контроль - совесть пассажира".

Как правило, в автобусе было две кассы, по одной у каждой двери, верх кассовых аппаратов был прозрачным, чтобы было видно, кто сколько денег бросил. Так как автобусы частенько были переполнены, то деньги передавались по цепочке, а опускал их и отрывал билет ближайший к кассе пассажир. При этом если требовалась сдача, то тот же пассажир терпеливо ждал, когда кто-то передаст мелочь, отсчитывал нужное количество монеток и отправлял сдачу в обратное плавание. Увы, получит ли свою сдачу честный гражданин на другом конце транспорта, зависело от честности всех, кто составлял "цепочку". Бывало, что монетки незаметно оседали в чьём-то кармане, а спросить было не с кого.

Подобное миасское новшество, кстати говоря, для СССР к этому времени уже и не было "новшеством" - в Союзе от кондукторов стали отказываться в конце 50-х годов: плата за проезд в общественном транспорте была очень низкой, и государству было невыгодно платить ещё и кондукторам. Кроме того, в годы развитого социализма, который, по мнению идеологии, медленно, но верно двигался к коммунизму, считалось, что честность - лучший контролёр.

Технику, однако, было легко обмануть: кинуть меньше денег (или вообще не кидать), а билетов оторвать сколько угодно. Так что долгое время оплата за проезд была, можно сказать, условной.

На линии, правда, работали контролёры, которые прямо на месте взымали штраф с безбилетников.

По результатам одного только рейда летом 1980 года, 40 миасских контролёров в течение дня выявили почти двести "зайцев".

Один из них решил доказывать свою "правоту" силой - ломал двери и грубо бранился, так что водителю пришлось срочно менять маршрут, чтобы повернуть на улицу Калинина и сдать хулигана в милицию.

Художника напилочного завода оштрафовали в этот день четырежды, причём в последний раз контролёры вынуждены были сдать "хронического безбилетника" в вытрезвитель.

Не было предела возмущению работницы архитектурного отдела, которая считала, что имеет полное право проехать одну остановку бесплатно.

Не чувствовали своей вины восьмиклассники школы № 14, которые нагло требовали от контролёров справки, чтобы оправдаться в школе за опоздание.

Молодая женщина, вставшая у кассы, спокойно опускала в карман передаваемые ей деньги, делая при этом движения, будто опускает монеты в кассовый аппарат. Контролёру же заявила, что будто бы опустила 50 копеек и теперь собирает сдачу. Когда женщину попросили посчитать собранную ею мелочь и мелочи оказалось гораздо больше, чем 44 копейки, она стала утверждать, что опустила в кассу рубль.

"По статистике, каждый девятый миасский пассажир отрывает билет, не платя за него. Для города эти маленькие мошенничества ежегодно оборачиваются 6-12 недополученными новыми автобусами", - грустно констатировали контролёры.

Справедливости ради, скажем, что далеко не все граждане "химичили" с билетами - большинство оплачивали проезд как положено. Тем не менее, в 80-е годы кассовые аппараты исчезли из салонов и были заменены компостерами.

Но, несмотря ни на какие способы контроля, выручка от продажи билетов снижалась. Стало ясно, что идеи коммунизма и бесплатного проезда отжили своё, транспортники снова стали мыслить экономическими понятиями, предприятиям необходимо было вливаться в рыночную систему.

В конце 1980-х страна оказалась в глубоком кризисе, и люди просто перестали платить за проезд. Транспортным предприятиям ничего не оставалось, как в начале 1990-х годов вернуть кондукторов как лучший способ контроля за оплатой проезда со стороны граждан.



1. Назар
09.10.19 в 19:57   IP: 77.222.110.130
Голосов: +1 / -1
В начале 90-х проезд в Миассе был бесплатный для населения.
2. Юный миассец
09.10.19 в 20:47   IP: 176.59.197.163
Голосов: +1 / -1
Назар, а бесплатными разве не троллейбусы были? Тут речь про автобусы вроде как.
3. Владимир
09.10.19 в 21:14   IP: 5.79.143.92
Голосов: +1 / -3
Бесплатными они стали, когда Вы в штанишки писали. А до этого билетики люди сами покупали или абонемент пробивали.
Назар,
4. ольга
10.10.19 в 08:27   IP: 31.40.113.42
Голосов: +1 / -1
Юный миассец, весь пассажирский транспорт
5. олег
10.10.19 в 09:45   IP: 188.17.254.85
Голосов: +2 / -1
а еще на конечных остановках некоторые (не говорю о бо всех) водители " рыбачили" из касс удочками, предварительно заблокировав ленту кассы чтоб мелочь не падала вниз. Был пацаном сам видел.
6. 1
10.10.19 в 09:46   IP: 176.56.5.103
Голосов: +2 / -1
почему в начале 90х, если припомнить помоему до 2001-2002гг бесплатно было.
7. Просто житель
10.10.19 в 12:29   IP: 212.58.194.170
Голосов: +3 / -1
Бесплатный проезд был и на троллейбусах и на автобусах и для коренных жителей и для приезжих Каждое предприятие перечисляло дополнительный взнос в транспортное предприятие И это был единственный город в России Насколько же было удобно пассажирам Но увы...
8. Назар
10.10.19 в 13:00   IP: 195.218.174.34
Голосов: +2 / -2
Владимир,

Для особо одаренных разъясняю: в статье говорится, что кондукторы вернулись после касс. Кондукторы вернулись после отмены бесплатного проезда. А Вы, видимо, сейчас в штанишки писаться начали из-за старческого недержания?


Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика