Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=4834



Архитектура Миасса: от старой сказки в XXI век
Любовь Никулина: надгробия-ротонды делал дед, а она - архитектор современного города

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 08.11.2005 10:18

Архитектура Миасса: от старой сказки в XXI век

К 10 ноября в Миассе будут подведены итоги традиционного конкурса "Женщина года", жюри которого называет имена наиболее отличившихся в различных сферах деятельности женщин. В этом году коллектив Южно-Уральского государственного университета предложил на конкурс в номинации "Культура и искусство" кандидатуру архитектора Любови Никулиной, члена Союза архитекторов России, выполнившей проекты реконструкции уже трех университетских корпусов. Вот что она рассказывает о своей работе и о себе.

- Любовь Павловна, внутреннее чувство подсказывает мне, что Миасс для вас не просто пространство, в котором творит архитектор, а нечто большее, существенная часть системы ваших жизненных ценностей. Это так?

- Безусловно. В нашем городе жили и работали мои дед и прадед. Прадед был камнерезом, имел артель по изготовлению мраморных памятников в старом городе - тогда это и был весь Миасс. Необычной формы надгробия-ротонды на старых кладбищах - родственникам Симонова, другим миасцам - делал мой прадед. Дед работал на золотых приисках, на мраморной фабрике, на тальковом комбинате, и тоже владел камнерезным искусством. Он участвовал в создании памятников Ленину которые стояли возле музея заповедника и на площади в старом городе. Мраморную доску для памятника карабашским рабочим делали мои отец и дед. Одна из улиц города с 1965 года носит имя моей тети Капитолины Казымовой, той самой, что ушла добровольцем на фронт в составе Уральского танкового корпуса.

В старом городе прошло мое детство. Помню, бабушка рассказывала, как она была молодой, что в то время в здании столовой напилочного завода был гостиный двор, где продавали миндаль в сахаре, шелка, разные восточные яства. Я слушала это все как сказку. Город для меня начинался с детской сказки.

- Которую вы потом мечтали воссоздать, выучившись на архитектора?

- Да, в институте я познакомилась с научной точкой зрения на возникновение уральских городов, Миасс -- город-завод, формировавшийся вокруг плотины. Диплом был посвящен реконструкции исторической части Миасса.

- Это только мечта архитектора или вы считаете, что со временем она может стать реальностью?

- Уверена, что когда-нибудь в старый город придет водопровод, канализация, газ, тепло, и уровень жизни здесь повысится, а вместе с ним и уровень культуры. Эта земля обязательно дождется своих инвесторов. Возрождается все в стране. А исторический центр в любом городе - предмет его гордости. Кстати, мои друзья по архитектурному институту в восторге от Миасса, от старого города. Они приезжают сюда каждый год и говорят, что проведенная здесь неделя вспоминается потом весь год.

- Возрождение исторического центра - пока неопределенная перспектива. А вот основа светлого будущего страны закладывается сегодня прежде всего в наших вузах. Ваши последние крупные работы как раз и были связаны с крупнейшим вузом Южного Урала - ЮУрГУ. Судя по явно просматриваемому единству стиля трех корпусов, к которым вы приложили руку, была в основе всего этого какая-то общая идея?

- Идея родилась совершенно неожиданно. Когда мне предложили заняться реконструкцией здания по 8 Июля, 10а, я попыталась почувствовать себя студенткой, преподавателем, библиотекарем, начальником административно-хозяйственного отдела и представить, каким бы мне хотелось видеть это здание, в каких условиях было бы удобно работать и учиться. Было очень интересно снова окунуться в атмосферу вузовской жизни. Представляла себе, какими хотелось бы видеть завтрашних специалистов: они должны любить свой город, уважать окружающих, честно относиться к делу. Для этого нужно, чтобы они гордились малой родиной и прежде всего своей alma mater - университетом.

- Весьма, однако, ответственные задачи вы перед собой ставили. Как решали их?

- За вдохновением ездила в Екатеринбург, ходила, смотрела на здания, побывала в своем институте. Ничего не приходило в голову. Потом в одном из офисных помещений увидела интересный элемент дизайна интерьера - пошел внутренний процесс рождения замысла, о котором рассказать невозможно. Я не знаю, как это происходит, как может отдельная деталь стать основой формирования пространства здания. В каждом случае это происходит по-своему. Оттолкнуться можно от чего угодно: от щебета птиц, от красной рябины. Дальше начинается цепь ассоциаций - не могу объяснить…

После того как первое здание - факультет ФЭУПа - получилось удачно, решила дизайнерские идеи перенести лейтмотивом в другие корпуса, чтобы создать единое пространство, единый университетский стиль. Думаю, что если сегодня человека с завязанными глазами перевести из одного здания ЮУрГУ в другое, он без труда поймет, куда попал. Хотя интерьеры не повторяются.

Старалась максимально использовать свет, применены верхние фонари, чтобы в здание попадал весь свет, какой только есть. Подбирала для отделки цвета, которые помогали бы сосредоточиться студентам и преподавателям во время учебного процесса, изучала специальную литературу по воздействию цвета на психику человека. В коридорах применены контрастные элементы, цветовой взрыв, чтобы в перерывах люди получили заряд эмоций, переключили свое внимание, отдохнули.

Радует, что сейчас в университете открылся арт-салон, где устраиваются выставки работ миасских художников, это тоже работает на повышение культурного уровня нашей будущей технической интеллигенции.

- В обновленных корпусах приятно поражает то, что дизайнерская мысль проникла буквально везде, начиная с поточных аудиторий и заканчивая туалетами.

- А как же. Туалетам было уделено особое внимание. Это индикатор уровня культуры. Если именно в этом помещении человек может чувствовать себя человеком, видит уважительное к себе отношение - у него мироощущение меняется. Уважая себя, он уважает и окружающих, свою работу, он будет стремиться жить достойно.

Однажды Леонид Леонидович Оболенский, возвращаясь со съемок в Миасс, приехал на новый вокзал. Был несказанно удивлен, потому что в процессе строительства не видел здания, и первым делом пошел посмотреть, как сделан туалет. Он считал не только вокзал лицом города, но и туалет местом, которое демонстрирует отношение к гостям.

Очень интересной была реакция студентов в одном из зданий. Спустя некоторое время после начала учебного года узнаю, что начальнику АХО поступила жалоба, студенты недовольны. Оказалось, их не устраивает качество туалетной бумаги. Мелочь, которая говорит о многом.

- Насколько свободны были вы в выборе материалов для воплощения своих замыслов?

- Когда я приступила к работе над первым корпусом, мне было сказано: денег нет, но это должно быть здание XXI века. Старалась найти качественные, но недорогие материалы. Для отделки внутренних помещений, например, использована одна из самых дешевых французских красок. Как показывает время, эксплуатационные качества у нее оказались прекрасные, уже четвертый год пошел после ремонта в первом корпусе, а он как свежевыкрашенный. Это, кстати, свидетельствует и об отношении студентов к своему обновленному дому. В чистом и красивом здании не плюнешь на лестнице, окурок не бросишь.

- Последняя ваша работа - здание ММФ - была, кажется, и самой трудной. Там ведь еще летом стояли голые наружные стены.

- Когда я первый раз пришла в это здание, с трудом нашла деканат в сплетении узких запутанных коридоров и лестниц. Осматривая здание, заметила в одном из помещений провисание потолка. Как оказалось, однажды кто-то из технических сотрудников поднялся на чердак и провалился сквозь перекрытие - к счастью, не совсем, а до пояса, с потолка висели только ноги… Видимо, в 90-х годах не было средств для ремонта кровли, и перекрытия прогнили. Как показали результаты проведенной экспертизы, прогиб деревянных балок достигал 35 миллиметров при максимально допустимых 36-ти. Еще один миллиметр - и они могли рухнуть на головы студентам.

Ненадежен был раствор - практически один песок, соединяющий стеновые блоки. Похоже, в послевоенные годы, когда строился корпус, военнопленным, строившим его, тоже очень хотелось кушать, а город активно строился… Пришлось укреплять межоконные пространства, проектировать новую сетку колонн внутри здания. С этой задачей прекрасно справилась конструктор Раиса Бровченко. Старые колонны были очень громоздкими, установлены слишком часто - из-за того, что использовались деревянные балки-перекрытия - они занимали много места. Для реконструкции применены новые строительные материалы, которые позволили обеспечить внутри здания простор, создать ощущение пространства.

Так что если на реконструкцию здания ММФ не нашлось бы денег, их следовало бы украсть, иначе оно просто могло разрушиться.

- Я знаю, что вы мечтаете построить храм. А работа над храмом науки принесла вам удовлетворение?

- Это было очень интересно. Сначала я не знала, что предстоит делать несколько зданий. Но теперь, если мне предложат сотрудничество с ЮУрГУ, сочту за честь.

Оксана Овсянникова


Архитектура Миасса: от старой сказки в XXI век

Архитектура Миасса: от старой сказки в XXI век



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика