Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=21530



Изменить мир к лучшему через студентов
О своём призвании и жизненном пути рассказывает старший преподаватель МФ ЧелГУ Олег Огиенко

Рубрика: История Миасса/Миасс в лицах
Опубликовано: 30.04.2010 11:31

Изменить мир к лучшему через студентов

Россия отмечает Год учителя. Несмотря на то что социальный статус педагогов пока что совсем не соответствует значимости этой профессии для развития общества, вряд ли кто-то станет спорить, что встреча с настоящим Учителем в жизни человека может сыграть огромную роль. Встреча с неординарной, яркой личностью - большая удача для каждого, кто только ищет свой путь в жизни. Таким человеком для многих миасских школьников и студентов, в том числе для автора этого интервью, стал Олег Огиенко - старший преподаватель Миасского филиала ЧелГУ. Олег Николаевич преподает студентам несколько филологических дисциплин и …физкультуру. А ещё водит их в походы и приобщает к активному образу жизни, ведёт длинные беседы у костра.

Разговор с корреспондентом "NewsMiass.ru", выпускницей МФ ЧелГУ состоялся не в столь романтической обстановке, но получился не менее интересным.

- С чего начался ваш путь в филологию? Почему выбрали именно эту науку, что в ней цените?

-Я в начале учился в политехническом институте в Челябинске, окончил четыре курса. И во время занятий чувствовал, что занимаюсь не совсем тем, чем хотел бы заниматься. Меня тянуло к гуманитарным наукам. На третьем курсе понял, что если доучусь до диплома, то потом буду посредственным инженером, который будет ходить на работу только для того, чтобы отбывать время - приходить, штаны протирать, смотреть, когда до полпятого стрелка добежит и потом уходить домой. Это ни мне неинтересно, ни государству - никому. После четвёртого курса забрал документы из института и пошёл в армию, два года отслужил. После этого пришел на завод для того, чтобы заработать деньги для учебы там, где я хочу.

Первичная идея у меня была поступить на филологический факультет Петербургского университета или МГУ. Я четыре года отработал на заводе, причём пошёл там на самое тяжёлое, но хорошо оплачиваемое производство - я в литейном цехе работал. Прошёл там практически по всем этажам (даже сейчас могу варить чугун), уже в конце работал мастером. Зарабатывал примерно столько, сколько отец (он летчиком был) - где-то около 400 - 500 рублей в то время. Заработал денег столько, сколько бы мне хватило, чтобы снять квартиру в Петербурге и учиться в течение пяти лет без всяких проблем.

Но получилось так, что встретил свою будущую жену, она поступала на первый курс филологического факультета ЧелГУ. И мы решили поступать вместе. Так получилось, что я остался в Челябинске. Потом уезжал в Германию, прожил там 1,5 года, вернулся уже в Миасс и устроился в шестую школу заместителем директора по научно-методической работе. Школа была экспериментальная, новые педагогические технологии отрабатывали, методразработки нужны были, и вот он меня взял в качестве заместителя директора. Я там проработал с 1997 до 2000 года. В школе работал и учителем тоже, там так называемые лицейские классы были, вот я у них русский язык и литературу вел, начиная с седьмого класса. А с 2001 года начал преподавать русский язык в Миасском филиале ЧелГУ, чем и сейчас занимаюсь.

- Олег Николаевич, что для вас самое главное в вашей работе сейчас? Что больше всего цените в ней?

- Вот мы сейчас встретились с тобой на уроке физкультуры. Удивительное сочетание, я даже в голову себе не мог взять, что смогу пойти по подобному пути. Два года назад появилась производственная необходимость найти второго преподавателя физкультуры. Тогда Анатолий Николаевич Мишарин (преподаватель физкультуры в ЧелГУ) зная, что я туризмом занимаюсь, подошел ко мне и говорит: "Может, будешь физкультуру вести?" Я думал, он шутит. "Конечно, - говорю, - еще чуть-чуть и в космос полечу, меня только в космосе не хватало". Но он не шутил, обещал подготовить меня. Так я стал еще и преподавать физкультуру. Перед нами ведь не стоит задача воспитать олимпийских чемпионов. Наша задача в том, чтобы каждый почувствовал ответственность за собственное тело сам перед собой. Если примерно с 20 лет человек не будет уделять внимание собственной физической культуре, то постепенно будет чахнуть, и это приводит к печальным последствиям. То есть каждый человек должен получить вкус к занятиям физкультурой.

И вот уже определенные выводы за эти два года можно сделать. Если первый год мне, конечно, довольно трудно приходилось, поскольку толком не знал, как и что, сейчас уже второй год работаю, уже практически все знаю, каким образом со студентами работать. И уже есть результаты труда. Школьников, которые приходят после 11 класса и не хотят ни в волейбол, ни в теннис играть, поначалу приходится палками заставлять. А сейчас вот, ты видела сама, они подходят и просят на перемене поиграть. Или в волейбол мы с ними играем - они приходят в свободное от основных уроков время и играют. А я вижу, что я их научил играть в волейбол, понимаешь? Или в теннис. Это очень приятно.

Что касается основной работы филологической, там "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Там результаты нашего труда весьма опосредованы, их не видно. Там в основном работа направлена на формирование личностных характеристик, душевного склада человека. Сейчас я своей работой очень доволен. Прекрасно, когда удается совместить своё призвание с выполнением долга. Но мне потребовалось достаточно длительное время для того, чтобы пройти по этому пути, и сейчас свое предназначение вижу в том, чтобы своих воспитанников, своих студентов, школьников - учеников, если обобщенно говорить, привести к тому, чтобы они вышли на самостоятельный путь развития быстрее, чем я вышел в своё время. Вот и всё. Всё достаточно просто. И когда это получается, когда они сами начинают подходить, это очень, очень приятно.

- Олег Николаевич, вы упоминали о переезде в Германию и возвращении на родину. Расскажите об этом подробнее.

- В Германию я уехал, когда у нас тут перестройка началась в особо безобразных формах. Многие стали покидать наше отечество. Мой товарищ, с которым мы вместе уехали, так там и остался, до сих пор живет. Меня Германия привлекала - я язык неплохо знал, и культура была интересна. Жил там в семье, учил детей русскому языку - гувернером был. Но в 97 вернулся в Россию в связи с приходом к власти Шрёдера и ужесточением иммиграционной политики Германии. Вернулся в Россию и понял глубину народной мудрости: своё как своё - хоть гнило да мило. Проезжал через Миасс, и так мне тут понравилось. На машгородке оказался - удивительное сочетание природного ландшафта красивого, не сильно испоганенного человеком, тут еще Ильменский заповедник, да и довольно культурная среда. На машгородке я увидел то, что раньше видел только в Германии: очереди на остановках общественного транспорта. Я был потрясён. Вот в Германии я к этому привык. Люди там приходят на остановку, встают, и если ты пришёл третий, так ты третий и зайдёшь, никому ничего объяснять не нужно. Не так как у нас: подходят и начинают ломиться. Если народу много на остановке, друг друга толкают. А там нет. Каждый заходит по мере появления на остановке. И вот подобное я застал ещё на машгородке. Старожилы говорили, что раньше только так и было, но в последнее время этого все меньше и меньше. Люди со стороны стали приезжать, дома стали строить. Вот такое было.

- Очень многие студенты сказали бы вам огромное человеческое спасибо за то, что приобщаете их к активному образу жизни, походам. Благодаря вам многие побывали на Таганае, увидели красоту Уральских гор. А что самое важное для вас во всем этом? Что лично вам дают походы? Время, проведённое в горах, в лесу?

- Ну, если так упрощённо сказать, это "почитай день субботний" называется. Это способность вырваться из обыденности выполнения долга в ту ситуацию, где человек полностью возвращается в исконную, природную форму своего существования, некие условия, где комфортность и успешность его жизни зависят исключительно от его действий и усилий. Там человек отстраняется от беготни, в обыденности он как белка в колесе крутится. Вот мы утром встаём, нам нужно что-то делать, идём на работу, приходим домой. Здесь нет. Здесь человек самостоятельно решает, куда пойти, как подготовиться к этому походу и как там достигнуть того, что он желает. Пройти по определённому маршруту, увидеть нечто такое, что в городских условиях от нас давно ушло. Мы привыкли спать в постели, просыпаться, ложиться в той же самой постели, а здесь не так.

Очень часто ходим в походы со студентами. Мы много лет на первое мая ходили на Александровскую сопку. И мне уже настолько эта Александровская обрыдла, я там тысячу раз был. И в этом мае мы в более длинный поход пойдем - в пещеры поедем, в Ашинский район. Многие из ребят, которые никогда никуда не ходили, пробуют и становятся заядлыми туристами. Вот Катя Маркина, девочка, которая никогда никуда не ходила, на четвертом курсе сходила с нами на остров Веры зимой, она так загорелась, ей так понравилось - поедет с нами в пещеры.

- Вы рассказывали о времени, проведенном на севере с дедом, с бабушкой, и что это сильно повлияло на становление вашей личности. Расскажите об этом времени.

Мои дед с бабушкой жили на крайнем севере, и я к ним приезжал из Челябинска каждое лето, участвовал в их жизни. Во многом этот уклад, их воспитание очень сильно повлияло на меня. Это та самая патриархальная форма воспитания, когда в условиях крестьянского бытования выработались определённые формы воздействия старших поколений на младшие, не жёсткие, а вполне естественные. Ребенка никто не ограничивает в его детских радостях, он бегает, купается в речке. Но постепенно начинает приобщаться к выполнению определённых обязанностей, доступных ему в силу его возраста. Ходит за грибами, за ягодами, приносит это всё, если это мальчик, исследует те места, где можно больше ягод набрать. Потом приходят на заготовку более старшие поколения, обычно девушки ходили 15 - 16 лет. Набирают брусники очень много, заготавливают этой брусники на целый год, в бочках её мочат. Для того чтобы её много набрать, нужно знать те места, где она в этом году особенно богато уродилась.

Потом для ведения крестьянского хозяйства необходима заготовка кормов - там же скотина - коровы, козы, овцы, очень много надо корму заготавливать на долгую зиму. Все отправляются из деревни и в течение двух-трех недель занимаются только тем, что заготавливают сено. Нужно поймать специальное время где-то в конце июля - начале августа, когда травы много, чтобы её можно было высушить. Там тоже обязанности распределены: постепенно детей учат готовить обеды, старшие мужчины косят - самое тяжелое дело - это косить. Девушки, женщины сгребают это сено, сушат. И вот так все обязанности с утра до вечера распределены.

Дети, как они вот в это втягиваются, тоже очень любопытно. Вот я по себе сужу: мне было шесть, наверное, лет, меня уже начали приучать. Я им чай варил, нужно научиться костер самостоятельно разводить, обед приготовить. Потом их зовёшь. Оставшееся от приготовления пищи время я обычно проводил на берегу речки, рыбу ловил, в общем, развлекался. Люди работали. Потом вдруг почувствовал, что мне как-то не очень ловко: люди работают, а я тут болтаюсь. Я подошёл к деду, говорю: дед, бабушка, может, мне маленькую косу? И они меня где-то лет в 12 научили косить.

По субботам обязательно баня, пироги ну и так далее. Бабушка с дедушкой просыпаются с рассветом и спать ложатся тоже с рассветом. Да, кстати, по поводу обедов тоже очень строго было: утром встаёшь, когда завтракают - сколько угодно чего угодно. Ну своё хозяйство - мясо, молоко - всё-всё абсолютно есть. Заготовки самые разнообразные сколько хочешь. Но потом до обеда чтоб ни-ни, кусков никаких не таскать. Так же с обедом и ужином. Такой вот годичный, регулярно воспроизводящийся ритм жизни.

- Олег Николаевич, каково ваше жизненное кредо?

- У каждого человека в любой момент есть возможность выбора в изменении вектора жизни. И ещё: жизненный импульс часто иррационален, и это прекрасно, ибо всё рассчитанное для тела комфортно, но скучно.

Ирина Кузьмина


Изменить мир к лучшему через студентов

Изменить мир к лучшему через студентов

Изменить мир к лучшему через студентов

Изменить мир к лучшему через студентов



Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика