Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru"

Новости Миасса. Версия для печати.
Опубликовано на сайте агентства новостей и информации "NewsMiass.ru".
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=16743



Хорошая работа не терпит суеты
О спорте, здоровье, проблемах медицины и многом другом - рассказывает доктор Шемякин

Рубрика: Интервью
Опубликовано: 26.01.2009 12:33

Хорошая работа не терпит суеты

В 2009 году исполнится 40 лет, как миасский врачебно-физкультурный диспансер возглавляет доктор Вячеслав Шемякин, заслуженный врач России. В 2008 году он был признан лучшим организатором здравоохранения на областном конкурсе. О спорте, здоровье, проблемах медицины и многом другом - наш разговор с доктором Шемякиным.

- Вячеслав Леонидович, в последнее время проблема здоровья спортсменов привлекает к себе пристальное внимание прессы из-за всем известных трагических случаев. В прошлом году, я знаю, началась диспансеризация детей-спортсменов?

- Да, и произошло это достаточно неожиданно. Руководство области и ФОМСа нашло возможность оплатить специалистам эту работу. Наш город попал в эту кампанию. Смотрели не всю область, насколько я знаю, такая работа проводилась в Челябинске, Снежинске, Златоусте, Магнитогорске, в Миассе, в некоторых других территориях.

У нас ее возглавляла главный педиатр Миасса Галина Григорьевна Янина. Проводилась она на базе нашего диспансера, все было сделано очень оперативно.

Мнений об этой диспансеризации много, они разноречивые. Я, например, считаю, что такую работу необходимо проводить планово, не торопясь. Вал только вредит в нашем деле. Медицина требует спокойной обстановки, неспешной диагностики. А когда у дверей очередь, шум, крик - даже талантливый специалист начинает работать "на очередь", а не на качество.

Не секрет, что решение о диспансеризации было связано с тем, что в последнее время в России наблюдается очень нехорошая статистика смертей детей на занятиях спортом и физкультурой. Вот буквально недавно по центральному ТВ сообщили, что на соревнованиях после боя умер ребенок 14 лет. Я сорок лет работаю, и с каждым годом количество таких случаев растет.

- У нас в Челябинской области недавно был случай гибели ребенка после урока физкультуры.

- Да, в Магнитогорске. У ребенка была аневризма в мозгу, она лопнула. Возможно, вследствие перенапряжения он мог умереть и на уроке истории или биологии, например, но это случилось после физкультуры.

К сожалению, сегодня подходы преподавателей к уроку физкультуры не меняются. Была когда-то введена практика, что все дети должны были сдавать нормы ГТО - но и подготовка была соответствующей, и дети были совершенно другими, более "трудовыми", более закаленными физически. Сегодня нам этого очень не хватает. Разрушена большая часть спортивных площадок, хоккейных кортов - раньше в Миассе их было около тридцати, а сейчас - пять. Больше было игровых площадок - волейбольных, баскетбольных, за них отвечали ЖЭКи. Люди с детства ходили на лыжах, катались на коньках, санках, сегодня в этом плане похвалиться нам пока нечем. Катки часто залиты кое-как, в прокате спортивного инвентаря мало, многие базы вообще закрыты, проданы. У нас такой благоприятный для развития физкультуры город - горы, лес, а спортивные базы продаются, как когда-то отдавали церкви под базы. Мне как обывателю и как врачу такой подход непонятен. Восстановить все это будет стоить большого труда. Вот я смотрю, сделали в школе № 21 хоккейный корт - а детей там нет. Когда-то теперь сформируется у них желание прийти и играть…

И отношение многих преподавателей к физической культуре - косное: столько-то раз отжаться, столько-то прыгнуть. А ведь качество урока зависит от таланта преподавателя, его можно проводить в игровой форме. Это же не история, ребенку свойственна физическая активность, нужно только не отбивать у него желания двигаться. У нас дети и так нагружены очень серьезно, ходить на уроки - тяжелый труд, по себе знаю. Если раньше при прохождении призывниками медкомиссии на первом месте были сердечно-сосудистые патологии, потом желудочно-кишечные, потом опорно-двигательный аппарат, а сейчас на втором месте - неврология, психическое развитие.

- А может, и система медицинского контроля за здоровьем детей раньше была более строгой?

- Конечно! Раньше медосмотр проходил в школах, а сейчас все это делается в поликлиниках. Нагрузка на поликлиники огромная, они даже по площадям своим на это не рассчитаны.

Врачу, конечно, удобнее вести прием в своем кабинете, лабораторные анализы в школе не сделаешь или то же УЗИ. Но это другой вопрос. А вот обследование узкими специалистами, не требующее специального оборудования - педиатром, ортопедом, офтальмологом - по-моему, вполне можно проводить в школах, и это было бы менее затратно.

Может, когда-нибудь новая система будет отработана, не знаю. Я все-таки с ней не согласен. По-моему, при таких нагрузках на поликлиники качество медицинской помощи страдает, как бы мы ни старались.

- А какие результаты показала диспансеризация? Много здоровых детишек? Ведь смотрели ребят из школы олимпийского резерва?

- Результаты неплохие. Но понятие здоровья - оно сложное. Когда у ребенка поражен зуб, он уже болен, если строго к этому вопросу подходить. А зубы поражены у каждого второго. Не зря у нас в диспансере есть зубной кабинет, правда, пока не работает, врач в декретном отпуске, а брать кого-то со стороны экономически очень невыгодно. Сейчас платных стоматологических кабинетов много, а бесплатных почти нет. А когда-то, опять же, были в каждой школе. И это было огромное подспорье в деле охраны здоровья детей, врач обязан был вызвать к себе и посмотреть, пролечить каждого ученика. А сам ребенок не всегда пойдет к врачу, родители часто не находят времени или денег. Я считаю, что потеря этих кабинетов - просто трагедия.

Многое в подходах к оказанию медицинской помощи нужно, по моему мнению, сегодня менять. Смотрю на нашего нового министра, и мне кажется, она никогда не наберет силу и влияние в нашем обществе. Все-таки руководить медициной должен профессионал в этой области, какими были академики Чазов, Петровский, Вавилов.

- Были ли выявлены в ходе диспансеризации дети, которым занятия спортом были бы противопоказаны?

- Нет. В школе олимпийского резерва достаточно подготовленный тренерский коллектив, педагоги умеют грамотно дозировать нагрузки.

У нас вообще много талантливых людей, и многое зависит именно от них. У нас есть чемпионы России, Европы, мира. Возьмите Алевтину Цвиренко и ее скалолазов, Елену Тихонову с ее сыном. Достигнутые ими результаты говорят и о хорошей базе, и о таланте тренеров. Есть талантливый человек - есть результат. Когда-то наш город славился спортивным ориентированием, сегодня о нем не слышно. Биатлон в Челябинской области когда-то начинался в Миассе, было стрельбище, тренеры, сегодня его практически нет. Был у нас развит лыжный спорт, сегодня сдали позиции. Очень развиты у нас бокс (который я не очень люблю), борьба, тяжелая атлетика. Но не развиваются, к сожалению, такие виды спорта, как гимнастика, которая так много дает для гармоничного формирования фигуры. А когда-то наша гимнастка выступала на Олимпиаде в Токио.

- Вы человек опытный и мудрый, о спорте знаете очень многое - своего внука отдали бы в большой спорт?

- Знаете, если есть у человека способности - почему бы ему не заниматься? Разумный подход к достижениям не вредит здоровью, а неразумный дает инвалида от спорта. Сегодня уже стали открыто говорить о том, что большой спорт часто ведет к ранней инвалидизации - я согласен, но это происходит тогда, когда нет профессионального контроля врача и тренера. Конечно, не такого тренера, которому нужны только результаты и деньги. Ведь сегодня победы - это колоссальные деньги. Какой специалист сегодня получает миллионы? А хоккеист-чемпион получает.

- А вы верите в честный большой спорт?

- Я никогда не верил и не верю. Но большой спорт существует, и от этого никуда не денешься, мы должны принимать те условия, по которым он развивается в мировой системе. В спорте сегодня очень много "подстав", это бизнес.

Да, тренер и спортсмен вкладывают в свои успехи много труда, но не они одни. В спортсмена и тренера многое вкладывают общество, страна. И почему он потом может продаваться и покупаться? Думаю, это неправильный подход.

- Вячеслав Леонидович, на летней Олимпиаде китайцы достигли результатов просто удивительных. Вы, как врач, как думаете - это была честная победа или все-таки здесь не обошлось без секретов восточной медицины, недоступных европейцам?

- Китайцы - очень дисциплинированный народ. В спорте есть такое понятие - "шлифовка". Во время подготовки к Олимпиаде китайские спортсмены жили в особых условиях, у них был строжайший режим, и этим как раз достигается результат. Китай - государство огромное, конкуренция среди спортсменов тоже высокая. На них работали большие деньги.

В Китае и отношение к жизни не такое, как у нас. Во всем. Я там был, даже в магазин заходишь - к тебе относятся иначе, чем у нас. Все сделают, чтобы ты что-то купил. А у нас - зайдешь, ждешь, продавец уйдет, отвернется, нахамит, повернешься и уйдешь.

В отношении же каких-то специальных секретов я сомневаюсь. Наверно, было особое сбалансированное питание. Ведь если говорить о собственно медицинских методах - значит подразумевать допинг.

- А массаж или акупунктура, в которых китайцы большие мастера?

- Думаю, было использовано все, что сегодня известно науке. Но главное все-таки - трудолюбие и тщательный подход к каждой мелочи. Не подходит одежда - ее переделают, не устраивает снаряд - заменят, не получается у тренера - в запасе есть другой. Потому что спортсмен-олимпиец уникален, он такой один, и он вернет все, что на него было затрачено. К тому же это вопрос престижа.

Сейчас и наш президент поставил задачу перед Российским спорткомитетом, чтобы на Олимпиаде в Сочи мы выглядели достойно. Не знаю, что из этого получится, у нас пока не чувствуется, что мы готовимся к Олимпийским играм.

- Чтобы проработать на одном месте 40 лет, нужно, я думаю, очень любить свое дело?

- У меня в трудовой книжке одна запись: принят на работу 7 августа 1969 года, с тех пор тут и работаю. Наша служба - очень нужная. Я все жду, когда же на уровне нашего высокого руководства скажут: да, профилактика, реабилитация - это основа основ. Пока медицина продолжает работать на больного человека. Именно такие учреждения как наши должны развиваться в первую очередь и быть доступными для людей.

Сегодня в медицине развиваются платные услуги, иногда в ущерб и качеству, и медицинской этике. Но это все не то. Я каждый день веду со своими сотрудниками разговор о качестве. Уговариваю, убеждаю, наказываю, учу, стимулирую, для того чтобы человек вырос, понял, что он пришел сюда не железки перекладывать, а работать с живыми людьми. И у этого человека он должен оставить благоприятное воспоминание после общения.

У меня такое впечатление об общении с доктором осталось с детства (я вырос в Миассе, в старом городе). С той поры для меня человек в белом халате - это что-то божественное. Наверное, поэтому и специальность такую выбрал.

Предлагали мне когда-то должность главного врача первой больницы, я отказался. Были и другие предложения - из областного диспансера, других больниц. Но я критически оценивал и свои возможности, и был интерес сделать наше учреждение таким, как хотелось бы.

- От вас никогда, в отличие от большинства руководителей бюджетных учреждений, не приходилось слышать каких-то жалоб на проблемы, недостаточное финансирование. При этом диспансер всегда выглядел очень достойно. У вас есть какой-то секрет?

- Во-первых, я вырос в довольно жестких жизненных условиях. По-моему, жалобами ничего не добьешься, никого не разжалобишь. Всего надо достигать самому. Когда я сюда пришел, в диспансере было три кабинета и девять человек специалистов. Прожил уже довольно большую жизнь, и сегодня база, которую мы имеем, - одна из лучших в области и даже в России. Я не знаю врачебно-физкультурных диспансеров, которые бы имели такой бассейн, как у нас. В перспективе еще многое можно было бы сделать, но пока просто не хватает специалистов, физических лиц. Но и то, что есть, уже хорошо.

Я благодарен всем руководителям города, с которыми мне пришлось работать. На эту должность меня назначили при Анатолии Петровиче Ефимове, он работал председателем исполкома. А когда-то был моим учителем физики. Он меня прямо напутствовал - вернулся, должен оставить свой добрый след в городе.

Я старался всегда говорить о нуждах диспансера спокойно и обоснованно, и если у города была возможность - нам помогали. Я работаю со всеми руководителями предприятий, которые доступны. И не было случая, чтобы в разумной просьбе кто-то отказал.

Я не сержусь, когда нас обходят, говоря о приоритетах в медицине. А по-моему, в медицине приоритетов быть не может, тут все важно: и хирургия, и роддом, и спортивная медицина. Если ребенок умирает на уроке физкультуры - разве это не приоритетно?

Проблем всегда много. Вот у меня лежит деталька от ванны с подводным массажем. Ее делали в свое время на ГРЦ. Она нестандартная. Звоню туда, благо есть хорошие знакомые на предприятии. Говорят, такие ванны больше не выпускают, гарантия у нее была на пять лет, а проработала уже больше 12-ти. Очень хорошо, говорю, что 12, но нам ведь надо ее сделать - ну, говорят, приезжайте, сделаем. И так во всем. Нам ни разу не давали столько денег, чтобы можно было сразу сделать капитальный ремонт. Но сохранность здания у нас высокая, бережем, как можем, начиная от санитарочки и заканчивая мною. Мы сами стираем белье и даже починкой сами занимаемся, имеем швейную машинку. Если нам дают новую мебель или оборудование - бывшее в употреблении передаем другим учреждениям в рабочем состоянии. Конечно, не все гладко, но нужно работать с людьми, жестко требовать с каждого.

Ко всему нужен разумный хозяйский подход. Человеку нужно качественное лечение, а будут ли в больнице стоять евроокна - ему не важно. Сегодня в городе есть много медицинского оборудования, которое не работает, которое было приобретено случайно. В подвалах лежат миллионы рублей. Это кощунство. Я не сторонник импортного оборудования, хотя иногда оно действительно бывает незаменимым. Но оно очень сложно, много проблем с его оснащением и ремонтом. Поэтому если есть выбор, я стараюсь брать отечественное оборудование. Денег всегда мало. Но пенсионер живет на четыре тысячи, это, конечно, очень мало, должно быть, по моим расчетам, минимум 14, но и тому, кто получает больше ста, их ведь тоже не хватает.

Мне приятно, что иногда на совещаниях говорят: учитесь у Шемякина, где деньги брать. Денег, правда, я ни у кого не беру, платных услуг у нас нет, я с этой практикой не согласен, по-моему, это неправильно.

Оксана Овсянникова


Хорошая работа не терпит суеты

Хорошая работа не терпит суеты

Хорошая работа не терпит суеты

Хорошая работа не терпит суеты



1. ja
26.01.09 в 12:52   IP: 217.19.120.82
Голосов: +5 / -3
Практически все школьные годы занималась в ВФД (нашли сколиоз и отправили лечить). Большое Вам спасибо, теперь я с прямой спиной, в ВФД вовремя заметили падение зрения, за 1 месяц восстановили. Очень нравилось заниматься в бассейне и тренажёрном зале. Так держать. Хотелось бы, чтобы дети, занимающиеся в ВФД или в спортивной секции не ходили на уроки физкультуры в школе (так как считаю незачем). Но как показывает практика (хотя бы с реформами ЕГЭ) ничего разумного наша система образования дать не может.
С юбилеем Вас!
2. ллл
26.01.09 в 16:02   IP: 217.19.113.162
Голосов: +4 / -3
Вячеслав Леонидович! не кривите душой, в вашем возрасте это большой грех! Я по-поводу платных услуг
3. ч
26.01.09 в 18:52   IP: 94.50.88.228
Голосов: +3 / -5
"Денег, правда, я ни у кого не беру, платных услуг у нас нет, я с этой практикой не согласен, по-моему, это неправильно."

А "Кедр" и другие? Это типа - спонсоры, меценаты, ну тогда уж для всех нуждающихся детей а не для себя любимых (я имею в виду спонсоров, а ни в коей мере ни Вас).


Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: mail@newsmiass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.
Яндекс.Метрика