сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, День работника ломоперерабатывающей отрасли, пятница, 19.04.2024

На сайте 878 читателей
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 




 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Апрель, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
"Я верю в своих учеников"
О путях развития образования размышляет опытный педагог одной из лучших школ России
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=16371
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: Интервью
Опубликовано: 12.12.08 10:29
Обсуждение: 1 сообщение
фото

"Я верю в своих учеников"

Новшества в образовании, их плюсы и минусы, влияние системы образования на развитие детей - разговор на эту тему состоялся у корреспондента агентства новостей "NewsMiass.ru" с опытным и авторитетным педагогом, учителем математики и заместителем директора миасского лицея № 6 Еленой Перегудовой.

- Елена Германовна, в российском образовании идет достаточно активный процесс перемен - все ли они во благо, не следует ли образованию, как и медицине, сохранять долю здорового консерватизма?

- Я считаю, что образование, как никакая, пожалуй, другая сфера, придерживается сложившихся традиций. На протяжении всех лет, что я работаю, (с 1977 года - ред.) существовала и существует все та же урочная система, остается неизменной система оценивания знаний ученика, сохраняются примерно те же требования - что должен ребенок знать и уметь, чего он не должен делать. Но эти неизменные задачи педагогики сегодня решаются с помощью новых технологий и методик.

Какие-либо конкретные негативные перемены в системе образования я даже затрудняюсь назвать.

- И все-таки, мне кажется, школа стала другой по сравнению с тем, что она собой представляла десять или даже пять лет назад. Например, у учителя появился выбор - по какой программе заниматься с детьми. Хорошо это или не всегда?

- Что значит - стала другой? Перемены, конечно, происходят, хотя бы потому, что каждый год в школу приходят другие дети. Но по сути своей школа не меняется. Если в начальной школе мы обучаем детей по программе Л.В. Занкова, то она предполагает развитие у ребенка творческого подхода к получению знаний, логического мышления, умения отстаивать своё мнение. Это одно из преимуществ современного подхода. В среднем и старшем звене мы продолжаем работать, используя эти методики. Для этого в лицее работает научное общество учащихся. Представьте себе, в предыдущем году каждый пятый ученик защищал свою работу на научно-практической конференции. И лучшие работы были представлены на российских конкурсах "Старт в науку" и "Шаг в будущее".

- А что скажете о качестве учебников?

- Оно разное. И написаны они по-разному. Вот, например, для старших классов есть "читаемые" учебники, по которым дети могут работать самостоятельно, в них нетрудно разобраться. А есть такие, в которых изложение материала излишне теоретизированно, и без помощи учителя работать с таким учебником ребенок не сможет. Но и тот и другой допущены министерством образования к применению.

- Есть такие учебники, которые вы считаете в принципе неприемлемыми для работы в своей школе? Ведь нередко родители жалуются, что в учебниках даже фактические ошибки попадаются?

- Это, видимо, особенность нашего времени. Те учебники, по которым учились наши бабушки и дедушки, настолько тщательно редактировали, что опечатки были в них великой редкостью. Сейчас это, к сожалению, явление не исключительное. Особенно это относится к материалам, которые выпускаются для подготовки ребят к Единому государственному экзамену. Много нареканий у педагогов к содержанию учебников по истории России и обществознанию.

- Новшества появляются и в начальной школе. Мамы малышей рассказывают, что их детей учат писать совсем по-другому, так что взрослые даже не могут помочь своим чадам в этом трудном деле - мы так писать буквы просто не умеем, у нас рука так не поворачивается.

- Мне кажется, что опытный учитель сможет научить правильно писать не только детей, но и родителей.

- А для чего вообще это нужно - такие новшества, если корректно будет адресовать вам этот вопрос?

- Я не работаю с младшими классами, видимо, есть у них какие-то свои методики. По крайней мере, раньше ребенка-левшу переучивали, заставляли писать правой рукой, теперь этого уже не делают. Но каллиграфия у современных детей все-таки страдает.

- Вы работаете в школе не первый десяток лет - как считаете, изменилось ли в лучшую сторону качество образования? Не будут ли наши дети в будущем похожи на заокеанских героев Задорнова, для которых на пакетиках с силикогелем пишут "не есть"?

- Я могу ответить про свою школу. У нас качество растет однозначно. Над этим мы начали работать целенаправленно, когда стали экспериментальной площадкой. И если сравнивать сегодняшнего выпускника с выпускником 20-летней давности, то объем знаний просто несоизмерим. Но это не самоцель. Качество образования не измеряется суммой знаний, это ещё и культура общения, культура восприятия мира. Сегодняшние дети - дети Планеты: они общаются со сверстниками как нашей страны, так и всего мира, путешествуя реально и виртуально, они получают знания не только в школе, но и обучаясь дистанционно. И задача учителя - направить школьника, дать консультацию по интересующей ученика теме, поддержать у него возникший интерес в какой-либо области знаний. Это трудно, но работать стало интереснее. Обладая обширными знаниями, наш выпускник успешно конкурирует с абитуриентами столичных вузов.

- А нагрузки?

- Я бы не сказала, что они стали намного больше. Просто знания даются в концентрированном, "уплотненном" виде.

- То есть, вы делаете упор на самое главное?

- На главное в изучаемой теме и на самостоятельную работу детей, их развитие, творческое начало. Когда ребенок творит, делает что-то с удовольствием, работа идет быстрее и эффективнее.

- А когда приходят дети из другой школы в старшие классы - легко ли они вписываются в процесс?

- Я не знаю таких случаев, чтобы дети не вписались. Есть примеры, когда приходят ребята с проблемами в общении с подростками, неуверенные в своих силах. Но в школе очень сильная служба психологической поддержки, сильный состав классных руководителей, отношения среди учеников доброжелательные. При совместной работе новичка и всего коллектива школы адаптация проходит быстро.

В старших классах введено углубленное изучение отдельных предметов. Для успешного усвоения материала количество часов по профильным предметам увеличено, введены спецкурсы, работает НОУ, проводятся предметные конкурсы и олимпиады разного уровня. Каждый может проявить себя в интересующей его области знаний.

- Способности, действительно, у детей бывают разные, и есть дети старательные, но от природы не самые способные. А ведь им тоже хочется чувствовать себя успешными в жизни, уверенными в себе.

- Именно поэтому мы вводим дифференциацию обучения, начиная с восьмого класса. Пусть ребята занимаются тем, что им ближе. Если ребенок гуманитарий, пусть больше занимается гуманитарными дисциплинами, не страшно, если у него будет "тройка" по математике.

С другой стороны, существуют еще и родительские амбиции. Бывает, что родители не прислушиваются к мнению педагога и не совсем верно оценивают склонности ребенка - хотят, чтобы он углубленно изучал химию, к примеру, или биологию. Мы идем навстречу желанию родителей, хотя ребенку часто бывает тяжело учиться, высоких результатов он добиться не может, и у него возникает чувство неуверенности.

- Не стоит ли, как вы считаете, раньше начинать дифференциацию обучения?

- Думаю, что нет. Мы в седьмом классе предлагаем ребятам спецкурсы, чтобы они определились к восьмому, что их интересует больше. Дети занимаются на разных спецкурсах, выбирают, затем в течение восьмого и девятого классов они еще переходят с одного направления на другое. А в старшей школе, определив направление, ученики уже думают о будущей профессии и в каком учебном заведении будут её получать.

- А если вспомнить про тех детей, которым ставят обидный диагноз "ЗПР" (задержка психического развития) - нельзя как-то иначе это назвать, чтобы они не чувствовали себя ущербными? Ведь и у таких детей бывают способности к каким-то видам деятельности?

- Этот диагноз нигде никогда не должен звучать публично. Для таких детей создаются классы компенсирующего обучения. Ребенку тяжело заниматься, и программу для него составляют с учетом его особенностей, экзамены они сдают в щадящем режиме.

- То есть, им уделяется особое внимание?

- Да, с ними работают психологи, логопеды, внимание к ним пристальнее, и на уроках учитель индивидуально подходит к оценке их деятельности. В жизни класса они очень активны.

- Что хорошего или плохого можете сказать про ЕГЭ?

- Когда первый год вводился ЕГЭ, реакция была негативная. А сейчас мы уже настолько втянулись в этот процесс, что я ничего плохого в нем не нахожу. Это оценка уровня подготовки ученика и нашей работы извне. Не вижу оснований, чтобы отказываться от такой формы аттестации. Хотелось бы, чтобы материалы, которые предлагаются ребятам для оценки их знаний, соответствовали той программе, по которой они занимаются.

- Все предметы можно сдавать в форме ЕГЭ?

- Вряд ли такой вид аттестации хорош по всем предметам и для всех детей. Альтернатива, по-моему, должна быть. Есть ученики, которым проще ответить устно, а тест написать трудно. Другим, наоборот, проще сдавать экзамен письменно. Почему бы не давать детям право выбора.

- Как вы относитесь к коммерциализации образования? Например, в последнее время в некоторых школах организуются поездки на олимпиады куда-нибудь за границу, на платной основе. Насколько весомы победы в таких олимпиадах? Помогают ли они ребенку при поступлении в вуз?

- У нас в школе таких поездок не организовывают. А вообще сейчас много проводится конкурсов и олимпиад на коммерческой основе. Если у родителей есть возможность и желание отправить своего ребенка - почему нет? Другое дело, какого уровня это мероприятие и что оно даст ребенку? Я знаю, что поездки детей на олимпиады всероссийского и международного уровня оплачиваются не родителями.

- То есть, те олимпиады, которые проводятся в системе образования, с такими поездками ничего общего не имеют?

- Да, поездки российских команд за рубеж оплачивает министерство образования. Наш ученик Дмитрий Мазилкин ездил на международную олимпиаду за счет государства.

- Имеют ли вес результаты платных олимпиад при поступлении в вуз?

- Это зависит от вуза, в который ребенок собирается поступать - будут или не будут там учитываться результаты таких олимпиад. Если олимпиада достаточно высокого уровня, ребенка могут заметить. Например, сейчас проводятся конкурс Вернадского, "Старт в науку" - это конкурсы исследовательских работ учащихся. Они платные, проводятся в Москве. Мы пытаемся частично финансировать такие поездки, но приходится обращаться и за помощью к родителям. Мы знаем, что результаты этих конкурсов весомы, победители получают предложения от вузов.

- С кем родители могут посоветоваться, стоит ли ехать на ту или иную олимпиаду?

- Можно получить информацию у учителя по предмету. В конце концов, есть областное министерство образования, есть Интернет, где можно найти информацию об олимпиадах для школьников и их статусе.

- Платные услуги в школе какие-то оказывают детям? Скажем, платные консультации, дополнительные занятия?

- Все, что касается учебной деятельности, для детей - бесплатно, и дополнительные занятии, и консультации.

- Родители сетуют, что в некоторых школах обычным делом стали случаи отмены занятий из-за того, что учитель уехал в отпуск среди учебного года или педагоги празднуют юбилей. Кажется, раньше с дисциплиной было строже. А ведь детей это тоже изрядно расслабляет, как вы считаете?

- Такого в нашей школе не водится. За все время моей работы я могу припомнить два случая отмены занятий, связанных с трагическими событиями. Существует план работы школы, он обязателен к исполнению.

- Огромную роль в нашей жизни стал играть компьютер. Как считаете, он больше благо или зло?

- Здесь, как и во всем, есть две стороны. Смотря как и для чего использовать компьютер. У нас, например, сейчас практически в каждом классе есть автоматизированное рабочее место учителя. Мы наглядно можем показать ребятам то, что раньше приходилось объяснять "на пальцах". Уроки стали интереснее, нагляднее. В школе проводятся конкурсы презентаций по разным темам, например, защита родословных; компьютер незаменим теперь и на классных часах и внеклассных мероприятиях.

- Как относитесь к тому, что сообразительные школьники приноровились "качать" рефераты из Интернета?

- В этом я не вижу ничего плохого, если ученики материал этих рефератов изучают, анализируют, как один из источников. А потом пишут свою работу. А если скачать реферат и, не глядя сдать преподавателю - а такое тоже бывает, - то, оцениваться такая "работа" не будет.

- И как вы с этим боретесь?

- Очень просто. Такие работы сразу видны невооруженным взглядом. Они возвращаются назад. Что касается математики, тут вообще все очень просто проверяется: достаточно задать пару вопросов, чтобы выяснить, работал человек или просто списал и принес. Мы, преподаватели, и сами активно пользуемся компьютером, ищем необходимую информацию, обмениваемся на форумах с коллегами опытом.

- А школа, несмотря на возросшие требования к образованию, успевает заниматься воспитанием, развитием ребенка?

- Конечно, классные руководители постоянно рядом с детьми, и воспитанием им приходится заниматься не менее, а часто и более активно, чем раньше. Посмотрите, средства массовой информации, школы, социум - все занимаются воспитанием подрастающего поколения. Только вот цели у нас разные. В пору взросления 7-17 летний человек открыт как для хорошего, так и для дурного. В школе, применяя современные технологии, мы вместе со старшеклассниками полтора часа смотрим фильм, например, "Реквием по мечте". А потом полтора часа его обсуждаем. Семиклассники смотрят вместе с родителями фильм "Розыгрыш", "Чучело", а обсуждение начинается в школе и продолжается уже в семьях. Вечера, посвященные творчеству Виктора Цоя, Андрея Макаревича, Константина Никольского, поэзии Изюбра (Аля Кудряшова), встречи с интересными людьми города - вот далеко неполный перечень мероприятий только за ноябрь-декабрь месяцы.

- А по большому счету растущее поколение вас не беспокоит?

- Я верю в моих учеников.

Оксана Овсянникова
[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter


 в рубрике: Интервью 

"Будущий сквер станет важной точкой притяжения"

Про благоустройство, транспорт, горячую воду, дизайн-код...

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Беда современного школьника - огромное количество информации вокруг него"
"Быть юристом - это жить проблемой своего клиента"
Интервью с управляющим партнёром юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергеем Гаврюшкиным в канун Дня юриста
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
Заведующая фольклорным отделением ДШИ № 2 Любовь Улякина - о любви к народному творчеству и насыщенной жизни юных фольклористов
Не только вкусно, но и с сертификатом!
Миасский сыр "Легенды вкуса" получил сертификат качества в Москве
"Основная цель - сохранить производство"
Конкурсный управляющий АО "ММЗ" рассказал о перспективах предприятия по выходу из кризисной ситуации
"Обсуждать можно много чего, но с законом не поспоришь"
Как проекты благоустройства по инициативному бюджетированию проходили отбор - рассказал начальник управления ЖКХ, энергетики и транспорта администрации МГО Роман Комаров
"От такого подхода наше государство не становится цивилизованнее"
О плюсах и минусах параллельного импорта в России рассказал эксперт в сфере интеллектуальной собственности, юрист Сергей Гаврюшкин


 последние новости 

Жители Миасса мечтают о завершении отопительного сезона

Полиция Миасса разбирается с агрессивными школьниками

Некоторые дома в Миассе на время лишатся света и газа

Огурцы, апельсины и лимоны подешевели в Челябинской области
Жителям Миасса презентуют финальную концепцию парка автозаводцев
Финальный проект будет направлен для участия во Всероссийском конкурсе
Медики Миасса получают специальные социальные выплаты
В 2024 году в Челябинской области более 17 тысяч медицинских работников получили специальную социальную выплату
Аферисты цинично обманывают ветеранов войны
Бессовестные мошенники пользуются приближением Дня Победы для обмана пожилых людей
Миасс начал подготовку к празднованию Дня Победы
В День Победы миасцев концерт с участием творческих коллективов города, спортивная эстафета, полевая кухня и многое другое
Миасс отпразднует День пожарной охраны России
Гостей праздника ждёт выставка техники, игровая программа и конкурсы для детей, показательные выступления и концерт
"Солнечную долину" признали "Горнолыжным курортом года"
Церемония награждения прошла в Москве при поддержке Министерства спорта России и Олимпийского комитета России

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

Жители Миасса мечтают о завершении отопительного сезона
В администрации Миасса прояснили, когда будет отключено отопление

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: LdtCK7EcD







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.