Продолжаем рассказ о миасском учителе Иване Ильине, который после окончания "Второклассной учительской с сельскохозяйственными курсами школы на Миссионерском хуторе", в 18 лет начал преподавать в деревне Накаряково Кленовской волости.

"В деревню привёз меня брат. Утром он уехал, а мне так стало грустно, прямо до боли. Началось моё учительство.

Устроился я на хлеба за четыре рубля в месяц, а жалованье стал получать десять рублей.

Школа помещалась в крестьянской избе. Тесно. Училось 24 человека, из них семь девочек. В деревне строилась новая школа, и я перешёл в неё. Квартиру тоже пришлось сменить. Кормили на убой: мясо постоянно, свежий хлеб ежедневно, душистый, пшеничный, пироги с грибами.

Деревня была зажиточная, хлеба у всех много, скотины тоже. Бедняков почти нет. Зимой было много свадеб, богато справляли. Всюду меня звали в гости, но я отказывался, а потому, похоже, не особо понравился населению, особенно молодёжи.

Вокруг деревни много замечательных речек. Несколько дальше, за горкой, - лиственницы, прямо гиганты.

Жилось мне хорошо, дышалось свободно, свободного времени было много. Молодые годы шли беззаботно. Но через год я ушёл из деревни из-за попа: честолюбец он был, любил низкопоклонничество.

Перешёл в деревню Сосновый бор, которая образовалась недавно, всего лет за пять до моего приезда. Особо зажиточных мужиков не было, но не было и бедняков безлошадных. Отстраивались крестьяне сообща: сегодня одному строят, назавтра другому. Зимой прирабатывали тем, что выписывали лес из казённой дачи, пилили его на сортовой тёс и возили продавать в Екатеринбург. Пилили, главным образом, ель на ящичный тёс и берёзу. Рубили также лес для сплава.

Учеников в школе было 37. Заведующий школой, священник села Кленовского отец Александр Смышляев - полная противоположность отцу Василию. Молодой, но вдовый, при нём двое детей, мальчик и девочка, и его мать. Любил музыку и науку. Имел рояль, выписывал словарь Брокгауза и Эфрона. И вообще имел много книг и любезно снабжал меня ими. За три года службы я прочёл очень много хороших книг.

При школе была мастерская, открытая земством. Я любил её посещать и, наблюдая за работой, многому научился, стал неплохим столяром. Ходил в деревне на охоту, но мало. Гораздо больше времени проводил за чтением или просто бродил по лесам.

В деревне был замечательный старик-пчеловод Сидор Абрамович, огромного роста, с огромной седой бородой и отличной памятью. Не знаю, откуда, но он знал всех царей, начиная от Рюрика и до последнего царя, по именам, кто сколько лет царствовал, кто с кем воевал. При этом сам был неграмотный. Откуда он почерпнул историю, я так и не узнал".

(продолжение следует)