Вопрос о выделении бюджетных денег на поддержку городского и пригородного пассажирского транспорта стал на 13-й сессии одной из причин разногласий, возникших в депутатском корпусе. Споры привели к тому, что уточнения в бюджет не были приняты на первом заседании. Часть депутатов среди причин, по которым они голосовали "против", называла отсутствие концепции дальнейшего развития сферы транспортных услуг. С одной стороны, для обеспечения работы пассажирского транспорта предлагается выделить из бюджета 11 миллионов рублей (без садовых перевозок), хотя при обсуждении бюджета на 2006 год в декабре администрация легко пошла на перераспределение девяти "транспортных" миллионов. С другой стороны, уже неоднократно при обсуждении транспортного вопроса от представителей исполнительной власти звучало мнение о том, что тарифы на перевозки в городском и пригородном пассажирском транспорте вообще должны быть свободными, и финансировать транспорт из бюджета не надо. Хотя, возможно, стоит рассмотреть возможность адресно компенсировать часть транспортных расходов малообеспеченным жителям. Свою точку зрения на транспортную проблему высказывают представители депутатского корпуса и исполнительной власти.

Владимир Шведчиков, депутат по округу № 3:

-Я голосовал против предложенных уточнений в бюджет, потому что мне были непонятны некоторый цифры, касающиеся дополнительного финансового обеспечения транспорта, объяснения, прозвучавшие по этому поводу меня не вполне удовлетворили. Материалы по уточнению бюджета я получил за два дня до сессии и не имел возможности в них до конца разобраться. К тому же при обсуждении бюджета мы говорили, что для стабилизации работы и развития транспорта необходима концепция его развития, с конкретными мероприятиями по годам, чтобы люди знали, будет или не будет в городе общественный транспорт, будет ли он надежен, дешев или дорог. Программа не готова.

К идее о введении свободных тарифов на транспорте пока отношусь отрицательно. Пока не разработана концепция в целом, не создан альтернативный вариант организации автобусных перевозок - возможно, муниципальным транспортом, рановато отпускать пассажирские перевозки в оголтелый рынок.

Сергей Понамарев, депутат по округу № 18:

- Я проголосовал "за". Предложения по уточнению содержали ряд серьезных позиций, которые мы уже несколько раз рассматривали, их давно уже необходимо было принимать, в том числе и по транспорту. Вопросы, которые у меня были в связи с корректировкой, я задал и получил на них ответы.

По транспорту, конечно, хотелось бы увидеть концепцию. Пока ее нет. Может быть, она будет предусматривать и введение свободных тарифов. Хотя у меня есть сомнения, что транспорт выживет самостоятельно при этом условии.

Виктор Голяновский, депутат по округу № 24:

Некоторые моменты в предложенном проекте корректировки бюджета мне были не совсем понятны, в том числе по транспорту, в этом нужно было разобраться поглубже. Поэтому на сессии я при голосовании воздержался, чтобы рассмотрение вопроса отложили.

- Что касается свободных тарифов на пассажирские перевозки, это очень сложный вопрос. Я не могу судить об этом как специалист, а как депутат считаю, что такое решение вряд ли будет правильным, на население, и в особенности на сельское, при этом ляжет дополнительная нагрузка. Делать это в ближайшем будущем было бы преждевременно.

Вячеслав Лукьянов, депутат по округу № 16:

- Я голосовал против уточнений в бюджет. Не все документы нам были поданы вовремя. Нужно было разобраться, возникли вопросы по некоторым позициям, в том числе по транспорту. По свободным тарифам: организация пассажирских перевозок - одна из основных задач муниципальной власти. Просто бросать транспорт в омут рынка, не создав конкурентной среды, преступно. Мы получим такие тарифы, что не знаю, устоит ли нынешняя власть. Теоретически отпустить тарифы возможно, но только после того как будет создана конкуренция и система контроля за работой транспорта.

Михаил Белых, начальник управления по транспорту:

- Считаю, что сегодня нет иного выхода, кроме выделения дополнительных средств на обеспечение работы пассажирского транспорта. Иначе мы не сможем провести конкурс на оказание автотранспортных услуг по муниципальному заказу, а когда закончатся заложенные в бюджете деньги - это произойдет уже в апреле, - транспорт просто встанет. И тогда, без проведения конкурса, придется затратить на обеспечение автобусных перевозок еще большие суммы. Такая ситуация уже возникала у нас в 2004 году, тогда было принято решение компенсировать предприятиям автотранспорта убытки, возникающие при выполнении муниципального заказа. Весь 2005 год работали по этой схеме.

Что касается свободных тарифов на транспортные услуги, думаю, при таком условии сможет выжить электротранспорт, который обеспечивает небольшие интервалы движения, люди его дожидаются. А автотранспорт с тем подвижным составом, который имеется в распоряжении предприятий, вряд ли сможет существовать. Останутся только небольшие автобусы, которые будут конкурировать с маршрутками. Пассажиры, имеющие льготы на проезд, не смогут ими воспользоваться, это вызовет новый виток социальной напряженности, обращения к депутатам.