Автомобильный завод "Урал" скоро отметит 75-ю годовщину со дня выпуска первого уральского грузовика. Первый уральский автомобиль "ЗиС-5В" сошёл с конвейера 8 июля 1944 года. Сегодня в нашей ретроспективе - история выпуска знаменитого "газгена" - газогенераторного автомобиля "ЗиС-21А", в котором в качестве моторного топлива использовались берёзовые чурки.

Следующим за выпущенной на уральском автозаводе первой моделью "ЗиС-5В", стал "газген" - газогенераторный автомобиль. История его создания - требование послевоенного времени, когда в стране был острый дефицит топлива. Первый на Уральском автозаводе газогенераторный "ЗиС-21А" был собран в апреле 1946 по документации Московского завода им. Сталина. Это была машина грузоподъёмностью 2,5 т, с двигателем мощностью 45 л.с. Машины развивали скорость до 48 км/час. В ноябре завод был определён ведущим в СССР по выпуску газогенераторных автомобилей.

"ЗиС-21А" - бортовая газогенераторная двухосная машина типа 4x2, работающая на древесных чурках с двигателем ЗиС-21А (древесно-чурочный, опрокинутого процесса газификации, с полным обогревом бункера). В поисках листовой стали для бункеров снабженцам цеха пришлось исколесить районы области. Газогенератор имел ёмкость 85 кг древесных чурок. Кабина была 2-местная, 2-дверная и имела вырез для размещения газогенератора. Немало творческой энергии в их создание вложил начальник бюро газогенераторных автомобилей В.С.Смирнов, инициативный инженер и умелый организатор. Под его началом сплоченно работал коллектив из конструкторов и экспериментаторов.

Через месяц после выпуска первого "газгена" был налажен ритмичный выпуск этих машин. В мае их собиралось уже по четыре-пять в день. Для станции испытания моторов и для работы самих "газгенов" требовались только сухие чурки. Они сушились в дровяных печах. Для экономии дров было решено использовать для сушки отходящие газы котельных установок. Такая печь была в скором времени спроектирована и пущена, а её производительность оказалась выше спроектированной. Новая печь могла давать до 20 кубов сухих чурок в сутки, а это в два раза выше прежнего.

С 1951 начата подготовка к выпуску модернизированного газогенераторного автомобиля "УралЗиС-352", который разрабатывался в содружестве с Московским институтом НАМИ, имел улучшенные эксплуатационные показатели, сниженную снаряженную массу и работал на древесной чурке влажностью до 40% размером 70x70x70 мм.

Основной модификацией "УралЗиС-352" является лесовозный автомобиль "УралЗиС-352Л" с коником, использовавшийся на лесозаготовках. Серийный советский "газген" выпускался до 1958 года.