Почетные граждане Миасса


Чагин Борис Григорьевич

Дата и место рождения:
24.01.1936, г. Барнаул Алтайского края

Дата смерти:
07.02.2000

Год присвоения звания:
1993. Постановление Главы администрации от 18.11.93 г.


Заслуженный работник культуры РФ (1996), композитор, дирижер, педагог. Почетный гражданин г. Миасса (1993).

Борис Григорьевич родился в рабочей семье. Отец его любил петь, обнаружились у него неплохие вокальные данные. Пошел учиться, но профессиональным певцом не стал. С удовольствием пел под аккомпанемент Бориса, которого уже тогда завораживали русские народные песни.

После окончания Барнаульского музыкального училища в 1958 году Б. Чагин уехал учиться музыке в Новосибирск, где в 1961 году с отличием окончил Новосибирскую государственную консерваторию. Студентом не пропускал концерты в местной филармонии, следил за музыкальной жизнью города.

И вот самостоятельная работа. Сначала работал хормейстером в только что созданном Новосибирском театре музкомедии. Довольно быстро стал дирижером этого театра. Руководил театром весьма одаренный режиссер. Он сформировал настоящий творческий коллектив, который успешно выступал на гастролях в Москве и Ленинграде. После этих гастролей режиссера пригласили в ленинградский театр. Прежний коллектив распался. Пришлось Б. Чагину подыскивать себе другую работу. Он уехал Красноярск-26, где работал главным дирижером в театре оперетты.

В 1979 году по семейным обстоятельствам он переехал в Миасс, стал работать преподавателем в Миасском училище культуры и искусства на народном отделении, подготовил немало дирижеров.

Педагогическая работа таит опасность творческого застоя. С Чагиным этого не произошло. Он противится шаблону и скуке в системе музыкального образования, неравнодушием, новаторским подходом заряжает других. Борис Григорьевич своими неожиданными идеями и личным примером разнообразил жизнь училища.

Рамки преподавательской деятельности для одержимой натуры оказались тесны. Чагин порывается создать симфонический оркестр. Но для такого небольшого города, как Миасс - слишком дерзкая мечта. Понимая это, он пытается организовать камерный оркестр. Какое-то время такой оркестр существовал, но голый энтузиазм - не лучший стимул для коллектива. В итоге выжить удается лишь ансамблю "Вдохновение", которым Чагин руководил не один год. И вот он одержим новой идеей - создать оркестр народных инструментов. В кратчайшее время оркестр сформировался, была быстро подготовлена программа, оркестр успешно дебютировал. А дальше на одном дыхании - концерт за концертом. Своим успехом оркестр во многом обязан творческой незаурядности и огромной трудоспособности Чагина. Он не только подбирает репертуар, аранжирует, но и везет большой воз черновой работы: расписывает партитуры по инструментам.

Создав оркестр, Борис Григорьевич не успокоился. Он охотно откликнулся на предложение организовать в городе детскую филармонию. Вместе с педагогом Л. Вебер готовил одно занятие за другим.

Раз есть детская филармония, почему не быть взрослой? И снова Чагин пробивает не дающую ему покоя идею. В 1993 году в Миассе открылась городская филармония. Б. Чагин оставил большое творческое (композиторское) наследие. Им написано более 300 аранжировок и обработок народных песен и произведений классиков.

Основные музыкально-сценические сочинения: оперы "Сирано де Бержерак" и "Исповедь" (1987); произведения для симфонического оркестра: "Фантастические танцы" (1985), музыка к поэме А. Блока "Двенадцать", симфоническая поэма "Путь на Голгофу"; камерная музыка: концерт для фортепиано с оркестром (1983), три прелюдии для фортепиано, три пьесы в вальсовом размере (1983), 24 прелюдии (1984), "Детская тетрадь" (30 пьес. 1989), струнный квартет, "Триптих для виолончели" (1984), четыре концерта для скрипки с оркестром, соната для альта, (1990); "Мелодия", "Веселый танец", "Колыбельная", "Импровизация" для ансамбля скрипачей, "Монолог" для виолончели (1988); камерно-вокальная музыка: "Четыре песни" на стихи Н. Хикмета (1950), "Реквием" на стихи А. Ахматовой, цикл песен на стихи Н. Турбиной (1992), цикл детских песен "О природе", "О зверях" (1994); произведения для оркестра и отдельных русских народных инструментов: три прелюдии для оркестра (1984), три юморески для оркестра (1995), концерт для домры с оркестром (1996), концерт для баяна с оркестром (1996).

Борис Григорьевич - неординарная личность, талантливый человек. Талант не обязательно должен быть громким. Важно, чтобы он был на своем месте. Чагин был на своем.



Интернет-галерею почетных граждан Миасса представляет Собрание депутатов Миасского городского округа, 2006-2023.
Техническая поддержка ООО "ВЕБ Миасс".